Все началось раньше…

   Статья Алексея Сафронова на «Вестнике бури». Михаил Горбачёв стал генсеком 11 марта 1985 года, и считается, что с этого времени экономика СССР стала приобретать капиталистические черты. Но историк Алексей Сафронов открыл для вас замечательную историю, которая показывает, что тенденции, направленные на распил единого народнохозяйственного комплекса и превращение советских предприятий в капиталистические концерны полным ходом шли и до избрания Михаила Сергеевича.

   Представьте себе 730 миллионов рублей.

Тяжело, понимаю. Такая сумма как-то не укладывается в сознании. Помогите себе. Допустим, если трёшка в спальном районе Москвы стоит где-то 15 миллионов, то это примерно 50 трёхкомнатных квартир. Представили?
Теперь усложним задачу: речь идёт не о современных, а о полновесных советских рублях образца 1985 года. Тогда средняя зарплата была порядка 250 рублей, многие жили на 140 рублей в месяц. 140 рублей и 730 миллионов рублей.

И с этой задачей справились, представили? Давайте тогда прибавим к этим 730 миллионам ещё где-то 260 миллионов рублей в свободно конвертируемой валюте.

Представьте, что у вас в СССР в 1985 году есть 730 миллионов рублей в год в советских рублях и ещё 260 миллионов в долларах, франках или дойчмарках. Миллиард советских рублей для вас! Конечно, если вы – директор ВАЗа.

В начале 1985 года Совет Министров СССР принял Постановление от 28 января 1985 года № 97 «О дальнейшем развитии экономического эксперимента по расширению прав производственного объединения «АвтоВАЗ» министерства автомобильной промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению его ответственности за результаты работы». Этим постановлением «АвтоВАЗу» были даны доселе невиданные в СССР привилегии: объединению было разрешено оставлять себе почти половину чистой прибыли и 40% инвалютных доходов, чтобы тратить их на инвалютное же перевооружение производства.

Указанные выше безумные миллионы – грубая оценка объема средств, который должен был по этому постановлению оставаться в распоряжении ВАЗа, выполненная исходя из цифр о себестоимости автомобиля, приведенных в книге Петра Макаровича Кацуры «АвтоВАЗ и его время». Кстати, Пётр Кацура — это наш главный герой. Именно он каким-то чудом «пробил» вышеупомянутое постановление. Он упоминает, что ему помогли Валентин Сергеевич Павлов, будущий «путчист», который в 1984 отпустил АвтоВАЗ на «вольные хлеба», а в 1991 лихорадочно пытался спасти Союз, и заместитель Павлова Владимир Грибов. Павлов тогда был членом коллегии Госплана, так что позицию Госплана можно без особых натяжек охарактеризовать как «я устал, я ухожу». Также Кацура говорит, что ему помог Н.И. Рыжков, будучи заведующим экономическим отделом ЦК.

Одним разрешением оставлять половину (точнее 47,5%) прибыли себе дело не ограничилось. Резко сокращалось вмешательство государства во внутренние дела предприятия, руководство могло самостоятельно менять оргструктуру, увольнять лишних сотрудников, изменять производственную программу, порядок начисления зарплаты, тарифные ставки… Кацура уже мечтательно задумывается, чтобы заключать с бригадами рабочих ВАЗа «подрядные договора», т.е. вообще выводить их за штат. Представьте: все вокруг работают по плану, а у тебя – какие хочешь зарплаты, какие хочешь условия!

Фактически в СССР создавался полноценный капиталистический автомобильный гигант, который разве что не мог сам назначать цены на свои автомобили, но с учётом длиннющих очередей желающих купить машину и «плановых» цен, в 2-4 раза превышающих себестоимость, это явно не было проблемой.

По сути, единственным обязательством ВАЗа перед советской страной становилась уплата налогов и зарабатывание для государства иностранной валюты. Собственно, падением продаж на внешних рынках из-за медленного обновления модельного ряда весь этот эксперимент и обосновывался. Будет у нас много денег – обновим модельный ряд, начнём более успешно конкурировать за рубежом  PROFIT!

П.М. Кацура в своей автобиографической книге «АвтоВАЗ и его время» пишет, что когда он «пробил» этот эксперимент, в Минавтопроме его стали звать «Удельный князь». И понятно почему. Кацура интересен нам как историкам перестройки не только этим феноменальным прорывом в капитализм «в социалистическом окружении», но главным образом тем, что уже в октябре 1985 года Н.И. Рыжков принудительно забрал талантливого экономиста к себе в Совмин, сделав руководителем Отдела по совершенствованию управления. В этой должности П.М. Кацура должен был готовить печально известный «Закон о государственном предприятии», которым фактически была демонтирована плановая экономика, а затем, в соответствии с этим законом, сокращать персонал союзных министерств и ведомств, так как в новых условиях большая часть их функций оказывалась более не нужной. Идею «давайте оставлять прибыль себе» решили распространить на всю страну.

Вообще-то мысль, что у советских предприятий должно оставаться достаточно прибыли, чтобы они из этой прибыли финансировали свои капитальные вложения сами, а не ходили каждый раз в Госплан, возникла ещё у Хрущёва. Она же была одним из центральных пунктов Косыгинской реформы, но уткнулась в противоречие: если мы хотим, чтобы предприятия инвестировали самостоятельно, то нужен рынок средств производства, а на его создание тогда не пошли. Кацура решил эту проблему тем, что собирался покупать всё необходимое за рубежом на валюту, которая оставалась бы у ВАЗа от экспорта автомобилей. Право передавать ¼ валютных средств смежникам позволяло модернизировать и их. Технологически, таким образом, весь комплекс ВАЗа стал бы вообще независим от остальной советской экономики.

Размышляя в своей книге, «что же пошло не так?», почему ВАЗу не свезло стать новой тойотой, он выделяет три фактора провала: полностью причитающуюся ВАЗу прибыль он никогда не получал, Минавтопром и центральные плановые органы «по-пацански» отбирали себе большую долю, чем было записано в постановлении, во-вторых Минавтопром вообще тормозил всю эту идею и, наконец, «Отпустив АВТОВАЗ на «вольные хлеба», государство «забыло» через деятельность Госплана и Госснаба увязать работу предприятий-поставщиков с нуждами главного конвейера завода. Новые модели автомобилей включались Госпланом в государственный план разработки и внедрения новой техники, а все составляющие автомобиль детали, агрегаты и материалы в план не включались. Так, в 1985 году министерство химической промышленности не выделило смежникам АВТОВАЗа 102 термопласт-автомата, что повлекло за собой срыв поставок пластмассовых деталей для ВАЗ-2108».

Понимаете? Первоначальный замысел был прост и гениален: мы работаем как капиталисты, никому не отчитываемся, деньги оставляем себе, а все смежники обязаны нам всё поставлять как и раньше, в порядке плановой дисциплины. Но оказалось, что Госплан почему-то больше их не заставляет этого делать, и с ними надо договариваться.

Голубая мечта советского управленца: материалы и комплектующие тебе поставляют гарантированно, а свою продукцию ты продаёшь сам кому и как хочешь. Все остальные живут по правилам, а ты один их нарушил, и теперь хозяин жизни. Не знаю, понимал ли Рыжков, когда взял Кацуру в Москву и потребовал распространить опыт ВАЗа на всю страну, что успех держится как раз на наличии этих вот «остальных». Результат известен.

Вот так некоторые тенденции общественного развития становятся достаточно явными до того, как о них будет «официально» объявлено.

Горбачёв стал генсеком 11 марта 1985 года. История с АвтоВАЗом показывает нам, что тенденции, направленные на распил единого народнохозяйственного комплекса и превращение советских предприятий в «нормальные» капиталистические концерны полным ходом шли и до его избрания. Горбачёв их только «усилил и углубил».

Как клип Аигел является материальным подтверждением, что тенденции к «обнулению» проявились до 10 марта 2020 года, так постановление об экономическом эксперименте на АвтоВАЗе показывает, что тенденции к демонтажу плановой экономики появились до перестройки. Если бы СССР сохранился, то он, скорее всего, был бы сейчас капиталистическим государством.

Потому что, разумеется, как только АвтоВАЗ получил такие привилегии, другие заводы тут же заявили «а чем мы хуже?»

На «Ладе» в капитализм. ВАЗ — предтеча перестройки

5

Автор публикации

не в сети 42 минуты

PeterNOR

126,4
Комментарии: 15Публикации: 63Регистрация: 10-02-2020

Комментарии на странице 5

Добавить комментарий

  1. vlsh

    Всё началось ещё раньше…
    По мнению Черчилля, «несмотря на все его старания в деле разрушения мировой коммунистической державы, его опередил Никита Сергеевич».
    С 1954 года началась первая «перестройка» сталинского народного социализма в госкапитализм под руководством ставленника британских спецслужб — Н.С. Хрущёва (Перлмуттер). Этот троцкист сделал для развала следующее:
    • не стал проводить намеченную И.В. Сталиным реформу Коммунистической партии, функционеры которой превратились в особый класс чиновников-паразитов;
    • перевёл социализм в форму госкапитализма, где представители чиновничьего аппарата стали советскими эксплуататорами;
    • нарушил основной принцип социализма: «каждому по труду», организовав уравниловку в оплате труда при условии увеличения норм выработки и превратив производственные отношения в лагерные;
    • организовал, в противовес сталинскому снижению цен на товары первой необходимости, непрерывное повышение цен;
    • уничтожил, под видом военной реформы, проекты по строительству нового сильного военно-морского флота и военного самолётостроения, другие направления военного строительства, резко сократил армию и организовал утилизацию огромного количества новой боевой техники и кораблей, нанеся непоправимый вред обороне страны;
    • лишил советский рубль золотого обеспечения, осуществив разрушение сельского хозяйства. Оно было разрушено через укрупнение деревень, когда тысячи процветающих советских сельских населённых пунктов были объявлены нерентабельными и в короткий срок уничтожены; закрылись также машинно-тракторные станции (МТС) и т. п.; страна мгновенно столкнулась с нехваткой продуктов питания, приближался голод; волюнтаристской утопией было навязывание аграрникам кукурузной эпопеи и других нелепых проектов;
    • нанёс удар по русскому государствообразующему народу и российскому государству путём необоснованных передач земель и целых регионов национальным республикам и автономиям: Крым, Луганскую и Донецкую области — Украине, левый берег Терека, который являлся исконно казачьей землёй — Чечено-Ингушетии, юг Сибири — Казахстану;
    • подорвал промышленный потенциал СССР по многим базовым направлениям;
    • сформировал программу пересмотра итогов Второй мировой войны с последующей передачей Японии Курильских островов и т. п.
    Второй перестройщик-троцкист и ставленник Запада — М.С. Горбачёв (Гайдер) сделал следующее:
    • объявлено о злоупотреблениях и тотальной коррупции в органах милиции с последующими репрессиями, отставками и резким ослаблением МВД;
    • подверглись чистке и другие правоохранительные органы, кроме КГБ;
    • начались преследования, отстрелы, побуждения к самоубийствам и суды над отдельными, сопротивляющимися перестройке, партийными и советскими работниками;
    • подрывались целым рядом действий и бездействием экономика и сельское хозяйство, появились сбои в обеспечении населения товарами первой необходимости и продовольствием;
    • было инспирировано возникновение плюрализма идей и мнений, огромное количество различных партий, движений и организаций, которые добивались отмены ст. 6 Конституции СССР «О руководящей роли КПСС»; вся эта вакханалия умело направлялась дирижёрами из ЦК, чтобы обвалить Компартию;
    • подожжён бикфордов шнур «национально-освободительных движений» в Союзных республиках СССР; стали проходить кровавые межнациональные конфликты во многих регионах страны;
    • вывезен за границу весь золотой запас государства и т. д.
    • На сознание советских людей через телевидение, радио, печать ежедневно стал выбрасываться такой поток лжи, клеветы и инсинуаций, всевозможной грязи и негативных оценок из истории построения социализма, о сталинизме и т. п., что психика нормального человека не могла это выдерживать.
    Сейчас идёт третья перестройка-модернизация…
    Какой там «Автоваз»….

    3
    1. PeterNOR Post author

      Вы конечно правы. Процесс в целом ведет начало с послесталинских времен.
      Заголовок такой написал я, имея ввиду перестройку горбачевскую как таковую, а не весь процесс. Может и не совсем удачный заголовок, но уже не исправить.
      Кстати, в дополнение вспомнил: емнип в 1968 году власть СССР удовлетворила давний иск нам всем известной «Лена Голдфилдс».

      1
      1. vlsh

        Вообще-то, процесс идёт с петровских времён… smile Я к тому,что разделяя на этапы, целый процесс — НЕВИДИМ. И это на руку ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ сущностям. smile
        А «Автоваз» — это, как раз, следствие хрущёвского госкапитализма. И все «удивительные» нетипичные вещи становятся кристально понятными. Зрите в корень и пишите — в целом, это будет полезнее. smile

        0
        1. PeterNOR Post author

          Здесь я с Вами не соглашусь. В тексте описан не этап, а один единственный факт. Описание же процесса в целом — это объем на сотни, если не на тысячи, страниц. Не для данной площадки формат.
          И не для любого ума написание такого труда. Данный текст ориентирован прежде всего на часть граждан, которые полагают, что все в СССР было хорошо и правильно, но тут пришел Горбачев и все поломал.
          И еще… разделение на этапы целостного процесса — это инструмент исследования. В руках добросовестного исследователя такой инструмент ничего не разрушает.

          0
          1. vlsh

            Можно и не соглашаться, дело индивидуальное. smile К вопросу об этапах: помните притчу о двух слепых, пытавшихся составить представление о слоне — один изучал спереди, другой сзади? smile
            СССР тоже был РАЗНЫЙ: до 53г строился правильно, после — разваливали. Горбачёв доделал хрущёвско-андроповское, а Эльцин «зачал» нынешнее «строительство». Всё это в рамках мирового Проекта.
            Вот и получается, что добросовестный исследователь разделяя на этапы (части), льёт воду на чужую мельницу — размывая целое и приводя к неверному частному. Разве можно изучая всю жизнь муравья понять, что такое Муравейник и зачем он? Или изучая сегодняшний этап жизни тунгусов, придти к выводу о их коренном происхождении в СИмБИРИ? smile
            И вот ещё вопрос: почему, что одним гражданам хорошо, то другим — смерть, а эталоном «знания» должно быть «прокрустово ложе» ? smile
            Вот вы бы, на КОРОТКОМ примере «Автоваза», сжато показали бы весь процесс развала СССР с самого начала и в целом. А уж граждане сами бы разобрались в так мешающим им частностях. Кто не дурак, тот понял бы, а дурак — не поймёт и так. smile
            Не?

            0