Тайна гибели Юрия Гагарина

   27 марта 1968 года советский космонавт и лётчик Юрий Гагарин разбился на самолете УТИ МиГ–15, на борту которого также находился полковник Владимир Серёгин. Оба лётчика погибли.
Странно думать, что человек, переживший невероятно опасный полет в космос, разбился во время обычного учебного полета, такого, каких тысячи бывают в жизни каждого летчика. Почему это произошло и можно ли найти виновных?

   Для служебного пользования

   Утром 27 марта 1968 года в 10 часов 31 минуту оборвалась жизнь первого человека, побывавшего в космосе, Героя Советского Союза Юрия Гагарина. Эта смерть (Юрий разбился, выполняя учебный полет под руководством опытного инструктора, командира учебного авиаполка Владимира Серегина) выглядела настолько невероятно, что история обросла огромным количеством догадок, предположений, а то и просто мифов. Масла в огонь подлило обстоятельство, что результаты деятельности государственной комиссии по расследованию происшествия были засекречены с первого дня расследования, недоступны они и сейчас.

Кстати, ситуация с обломками УТИ (учебно-тренировочного истребителя) МиГ-15 сложилась довольно странная. С одной стороны, согласно официальной версии, еще 40 лет назад специалистами было сделано все возможное для раскрытия причин авиакатастрофы. Результаты их работы (хоть и засекреченные) были признаны вполне удовлетворительными, а гибель Серегина и Гагарина была признана результатом трагического авиационного происшествия, а не, например, итогом политических интриг.

С другой стороны, непонятно вот что: если причины смерти Гагарина доподлинно установлены и кроются, например, в моторе учебного МиГ-15 или в неудачном сочетании погодных факторов, то почему все обломки самолета, собранные на месте происшествия, до сих пор хранятся в подмосковном «ящике» НИИ №13 Министерства обороны? Есть мнение, что все эти надежно запечатанные и обработанные специальным составом кусочки стекла, металла и пластика лежат в ожидании новых технологий, которые позволят точно воссоздать события утра 27 марта 1968 года, ставшего последним для Гагарина.

Пока же известно следующее: Юрий Гагарин в спарке с Владимиром Серегиным отправился на выполнение учебного полета. По плану, он должен был долететь до определенного квадрата, выполнить несколько несложных фигур и вернуться обратно. После завершения первого задания из довольно обширной программы, Гагарин запросил разрешения вернуться на базу, получил его и… больше на связь не выходил. Еще через минуту самолет, в котором находились Гагарин и Серегин, уже срезал кроны деревьев, падая на землю.

«Белых пятен» в произошедшем оказалось довольно много. Например, почему пилоты не катапультировались, если ситуация была безвыходной? Или почему, если Серегин и Гагарин до последнего надеялись спасти машину, они не сообщили по радио о сложившейся аварийной ситуации?

   Очевидное – невероятное

   Поверить в то, что первый в мире космонавт (человек, фактически подчинивший себе совершенно новую стихию- космос) разбился, выполняя рядовой учебный полет с несложным заданием, действительно сложно. Именно поэтому сразу после смерти Юрия Гагарина стали появляться самые разные домыслы, в том числе – бросающие тень на самих пилотов. Например, практически сразу появилось (впрочем, не подтвердившееся) предположение, что накануне летчики злоупотребили спиртным, а разбились из-за специфически дурного утреннего самочувствия. Была и более «смелая» версия, по которой Гагарин и Серегин напились прямо с утра, поэтому и не справились с управлением. К сожалению, у этой теории осталось довольно много сторонников даже после того, как появились результаты анализов, подтвердившие отсутствие алкоголя в крови летчиков.

Еще одной «любительской версией» происшествия было утверждение, что пилотам достался старый негодный самолет, отказавший в процессе выполнения задания. Эта гипотеза также не подтвердилась – УТИ МиГ-15, на котором Гагарин совершил свой последний полет, ничем не отличался от других машин, находившихся в распоряжении учебного авиаполка.

Дальше шли совсем уж странные и нелепые предположения. Например, что Гагарина «убрали» по распоряжению верхушки ЦК и лично Брежнева, потому что космонавт стал слишком популярен. А самые отчаянные любители «интриг и расследований» основной причиной гибели Гагарина называли… мстительных инопланетян, покой которых был бесцеремонно нарушен Юрием во время полета в космос. К этой версии примыкала другая, согласно которой инопланетяне Гагарина не убили, а похитили. Об этом, как известно, вещали и небезызвестная Ванга.

   Что ж, видимо, марсианам тоже понадобились хорошие космонавты.

   Официальное заявление

   Разумеется, помимо «уфологов-любителей» расследованием причин катастрофы занимались и специалисты. В правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы вошли секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Смирнов, главком ВВС Константин Вершинин, генеральный авиаконструктор Артем Микоян, министр авиационной промышленности Петр Дементьев, а к изучению обломков с целью воссоздания деталей катастрофы были привлечены многие НИИ и КБ.

Результатом работы комиссии стал 29-томный отчет, до сих пор хранящийся где-то в архивах под грифом «секретно». Тем не менее, кое-какие выдержки из него были опубликованы. Заключение комиссии звучало так: «Наиболее вероятной причиной гибели был резкий разворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом. Менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате самолет вышел на критические углы полета, сложная метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб».

Если версию с шаром-зондом еще можно рассматривать более или менее всерьез, то отсылка к погодным условиям не выдерживает серьезной критики – погода утором 27 марта 1968 года была не идеальная, но все-таки вполне приемлемая для полетов.

Версию, что самолет просто ушел в штопор и пилоты не успели вывести из него машину, отмели еще в 1968 году: УТИ МиГ-15 трудно входит в штопор, а оказавшись в нем, легко выводится, особенно если учесть, что запас высоты был достаточный – 4000 метров.

   Как это вышло?

   Если отмести версии политические, фантастические и засекреченные, то заслуживающим внимания нам кажется предположение полковника Игоря Ивановича Кузнецова, принимавшего участие в первом расследовании авиакатастрофы, случившейся 27 марта 1968 года.

По его мнению, ни один из летчиков, находившихся в истребителе, не мог быть в сознании. В пользу этого говорят два обстоятельства: никто не пытался выйти на связь и никто не пытался катапультироваться. Гагарин и Серегин были опытными пилотами, которые бы попытались сделать все возможное для спасения самолета, а если ситуация стала бы безвыходной, — для спасения собственных жизней.

По версии Кузнецова, основной причиной аварии стал… кран вентиляции кабины. Дело в том, что МиГ-15, на котором вылетели в свой последний полет Гагарин и Серегин, был сделан в Чехословакии. На машинах отечественного производства вентиляция регулировалась рычагом, на чешских самолетах – кран напрямую соединял кабину с атмосферой.

Скорее всего, пилоты обнаружили, что кабина негерметична, уже находясь на высоте 4 тысячи метров. Как было предписано инструкцией того времени, они немедленно начали снижение до отметки 2 тысячи. Но, согласно этой гипотезе, летчиков погубило именно неукоснительное следование инструкции: самолет начал снижаться со скоростью 145 метров в секунду (для сравнения достаточно сказать, что по современным правилам вертикальная скорость снижения не должна превышать 50 м/с), резкий перепад давления вызвал обморок у обоих пилотов, что и привело к катастрофе.

В пользу этой теории говорит еще и то, что самолет падал так, как будто никто не пытался его выровнять: не были сброшены обороты двигателя, более того, руки пилотов не находились на ручках управления.

Конечно, возможно, что повторное расследование обстоятельств авиакатастрофы, повлекшей за собой гибель двух опытных летчиков, Героев Советского Союза, выявит новые обстоятельства и через много лет эта история будет звучать совсем иначе. Но на сегодняшний день версия Кузнецова с разгерметизацией кабины выглядит, пожалуй, самой убедительной из возможных.

https://filyacat.livejournal.com/

0

Автор публикации

не в сети 2 года

PeterNOR

128,4
Комментарии: 14Публикации: 63Регистрация: 10-02-2020

Добавить комментарий